О новых правилах оказания медицинских услуг

О новых правилах оказания медицинских услуг

В рамках регуляторной гильотины Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 года № 1006) прекращают своё действие, и с 1 сентября 2021 года мы будем работать по новым Правилам.

Сохраняется чёткое разграничение порядка и условий предоставления услуг бесплатной медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, и платных медицинских услуг.

Неизменным осталось понятие "платные медицинские услуги",  медицинские организации по-прежнему обязаны информировать граждан посредством размещения сведений на сайте медицинской организации (и на информационном стенде в том числе) о перечне платных услуг с указанием цен и порядка их оплаты, о медицинских работниках, оказывающих медицинские услуги, графике их работы.

Изменения коснулись прежде всего договора о предоставлении платных медицинских услуг. Как известно, медицинская услуга сама по себе носит нематериальный пролонгированный характер (качество оказанной услуги невозможно оценить здесь и сейчас). Зачастую недостатки услуг, оказанных на платной основе, обнаруживаются спустя время, когда договор об оказании платных медицинских услуг потребитель (пациент) выбросил или потерял. В целях сохранения права на предъявление претензии при отсутствии экземпляра договора у пациента клиники обяжут хранить договоры в течение трёх лет. Три года – не случайный срок, это общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.

Что ещё нельзя не заметить: пациент в Договоре о предоставлении платных медицинских услуг по-прежнему именуется потребителем. Хотя - с точки зрения поименования сторон договора – логичнее было бы присвоить ему статус заказчика, именуя при этом третьих лиц как представителей и/или плательщиков.

За основу новых правил так или иначе взяты правила 2012 года, однако учтены новые технические возможности, такие как дистанционные формы коммуникации потребителей и исполнителей. Исходя из этого, в проекте целый раздел посвящён особенностям заключения договора на оказание платных медицинских услуг дистанционным способом. В частности, вводится понятие электронной книги отзывов и предложений.

Вот основные моменты, которые заслуживают пристального внимания и проработки.

Текст договора о платных медицинских услугах должен быть напечатан шрифтом, размер (кегль) которого составляет не менее 14 пунктов. Безусловно, это неудобно с точки зрения медицинских организаций, ведь качественно проработанный текст договора имеет большой объем. Но на практике мы часто сталкиваемся с жалобами пациентов на мелкий шрифт в медицинской документации.

В договор нельзя будет включать условия об ограничении ответственности исполнителя за результат лечения. С другой стороны, договор по-прежнему должен содержать обязательное условие о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, может снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность её завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Потребитель не просто должен быть информирован о том, что соответствующие услуги он может получить бесплатно по полису ОМС, такая информация должна будет доводиться до него письменно. Не могу сказать, что это новелла. Многие юристы, прошедшие проверки Роспотребнадзора, вписывают в договор пункт о возможности получения потребителем медицинской помощи на безвозмездной основе в соответствии с территориальной программой.

Ожидаются новые требования к сайту медицинской организации – например, в случае временного приостановления деятельности организации для проведения санитарных, ремонтных и иных мероприятий исполнитель обязан информировать потребителей о дате приостановления деятельности и времени, в течение которого организация не будет осуществлять свою деятельность. В остальной части требования к сайту медицинской организации сохраняют свою актуальность в соответствии с Приказом Минздрава от 30.12.2014 N 956н "Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Уже с 1 сентября медицинская организация должна завести электронную книгу отзывов и предложений (или аналогичный сервис, позволяющий оставить отзыв о качестве и безопасности предоставляемых услуг). Эта книга должна "доводиться до сведения потребителей таким способом, чтобы не вызвать у них затруднений в её поиске". Иными словами, помещать её в "подвал" нельзя. Об отмене ведения книги отзывов и предложений в привычном виде речь не ведётся.

После исполнения договора об оказании платных медицинских услуг медицинская организация должна будет в течение 10 дней бесплатно выдать потребителю медицинские документы (копии, выписки), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, об используемых лекарствах и медицинских изделиях.

Здесь необходимо чётко разграничивать требование законодателя о порядке выдачи копии медицинской документации и выписок по запросу потребителя в рамках действующего Приказа Минздрава России от 31.07.2020 года № 789н "Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них".

Новые правила наконец-то положат конец спорам в юридическом сообществе – "а как же все-таки правильно?".

Вводится новый принцип оформления информированного добровольного согласия на виды медицинского вмешательства (ИДС) - каждая отдельная медицинская услуга предполагает новое отдельное ИДС. Но, думаю, нам удастся сохранить возможность подписания одного ИДС на курсовую процедуру.

Вводятся положения о порядке направления потребителем претензий. В случае поступления претензии от потребителя исполнитель направляет ему ответ в отношении заявленных требований в сроки, установленные Законом "О защите прав потребителей", а при их отсутствии – в десятидневный срок со дня получения претензии. Ответ направляется по адресу электронной почты, указанному потребителем в претензии, а при его отсутствии – заказным письмом с уведомлением, либо иным способом, который позволяет зафиксировать факт направления ответа и его получения потребителем.

Особого внимания заслуживает принципиально новое положение Правил о заключении договора дистанционным способом. Договор на оказание платных медицинских услуг медицинская организация размещает на главной странице своего сайта. Договор с потребителем считается заключённым с момента оформления потребителем соответствующей заявки (акцепта), очевидно свидетельствующей о согласии потребителя на заключение договора.

С момента получения акцепта все условия договора остаются неизменными и не должны корректироваться исполнителем в ущерб правам и законным интересам потребителя.

При заключении договора исполнитель предоставляет потребителю подтверждение заключения такого договора. Указанное подтверждение должно содержать номер договора или иной способ идентификации договора, который позволяет потребителю получить информацию о заключённом договоре оказания платных медицинских услуг и его условиях. При этом идентификация пациента через ЕСИА возможна, но не обязательна.

Расторжение договора об оказании платных медицинских услуг производится также дистанционным способом, путём направления соответствующего заявления от потребителя.

На мой взгляд, особых затруднений при внедрении новых правил в работу у медицинских организаций и юристов возникнуть не должно. Тем более, что запас времени у нас есть. 

Автор: Надежда Николенко, медицинский юрист, @nadian_law

Поделиться

Все статьи