Бьюти-индустрия будущего: для тех, кто желает остаться на рынке

Бьюти-индустрия будущего: для тех, кто желает остаться на рынке

Последние несколько лет я посвятил анализу и трендам развития бьюти-индустрии в России и Украине с оглядкой на национальные особенности обеих стран и развитие рынков индустрии красоты в некоторых европейских странах и США. Все более утверждаюсь во мнении, что бьюти-отрасль будет идти по тому же пути, который в свое время прошла фарминдустрия. Безусловно, будут свои особенности и нюансы, но уже сейчас рынок косметологии приобретает те же очертания, что и рынок фармацевтический.

В статье я остановился на восьми пунктах, наиболее, по моему мнению, значимых для индустрии в целом. 

1. Рост конкуренции
В данный момент конкуренции на бьюти-рынке на постсоветском пространстве нет. Конкуренция – это не множество разрозненных предприятий, работающих «на коленке», где большинство не понимает, как использовать CRM-систему, а немалая часть вообще не занимается учетом. Это не клиники и салоны, открытые без малейшего понимания конкурентного анализа, построения структуры, стратегии и тактики. Конкуренция – это, прежде всего, бьюти-глобалисты в лице крупных сетевых вертикально интегрированных предприятий, которые имеют возможность диктовать свои условия и выстраивать рынок под себя. Огромная плеяда специалистов, работающих на дому, а также разрозненные и разбросанные по всей стране полуофициальные салоны и клиники никак не вписываются в формат конкуренции будущего. Очень скоро на рынок придет мощная система, выстроенная структура, готовая в корне изменить структуру бьюти-индустрии в целом. Тогда и появится реальная конкуренция.

2. Снижение стоимости оказания услуг
Это произойдет как раз из-за роста реальной конкуренции. Сетевые клиники смогут работать за счет увеличения оборачиваемости, «прокручивая» через себя огромное количество потребителей со среднерыночной наценкой. Доля же клиник/салонов люксового класса заметно сократится (хотя, безусловно, останется), поскольку ситуация с ценообразованием будет больше походить на стоимость билетов в самолете, когда билет в бизнес-классе дороже билета в эконом-классе в 3 и более раз (при этом время, затраченное на полет, у всех одинаковое).

Не стоит забывать и про падение покупательского спроса. Пандемия и последующее за ней мощнейшее сокращение числа рабочих мест и снижение доходов населения, несомненно, приведут к тому, что потребитель будет вынужден искать более доступные цены. При этом востребованность бьюти-услуг сохранится на достаточно высоком уровне.   

3. Превалирование узкого/нишевого профиля клиник и салонов
Исчезнут салоны с огромными прайс-листами, предлагающие на больших площадях массаж и спа-процедуры, контурную пластику и эстетическую косметологию, маникюр и педикюр, а также еще кучу дополнительных сервисов. Станет больше салонов нишевого сегмента, которые будут более профессиональными в отдельно выбранной сфере. Они появляются уже сейчас: ногтевые салоны (маникюр и педикюр), салоны татуажа, барбершопы, клиники инъекционной косметологии, клиники аппаратной косметологии. В будущем этот тренд только усилится.

Не исключено, что будет присутствовать система продвижения зонтичного бренда, когда под одним брендом развиваться будут разные сферы бьюти-индустрии (одно название, но разные салоны/клиники с разным перечнем услуг). Соответствующим станет и прайс-лист: небольшой и читабельный, как меню в дорогих ресторанах – перечень блюд только на одном развороте.

4. Диджитализация, или оцифровка
Тот факт, что сегодня в бьюти-индустрии довольно много людей среднего и старшего возраста (еще с постсоветских времен), никак не остановит процесс диджитализации. Если клиники эстетической медицины еще пытаются работать по старинке, в ручном режиме, то более молодые направления, например, барбершопы, клиники аппаратной косметологии и нейл-салоны уже при открытии стараются использовать возможные элементы диджитализации (электронная запись, напоминания, CRM-системы, система лояльности и др.).

Основные цели диджитализации:
- снижение затрат;
- оптимизация бизнес-процессов;
- удобство и комфорт;
- экономия времени;
- отсутствие или максимальное снижение влияния человеческого фактора;
- контроль в режиме реального времени;
- анализ и возможные готовые решения;
- повышение капитализация бизнеса.

Что подлежит диджитализации?

- документооборот (договоры и соглашения с клиентами, договоры с сотрудниками, истории болезни и др.);

- CRM-система (система закупки и контроль товарных запасов, контакты клиентов, система лояльности, напоминание о записи и многое другое);

- бухгалтерия (сегодня наибольшей ценностью обладает специалист, который не только знает бухгалтерию, но и может оптимизировать затраты. Если же компания принимает решение работать открыто и не хочет рисковать имиджем и отношениями с законом, то бухгалтерия будет соединена с CRM-системой, а налоги уже в самом ближайшем будущем будут взыматься автоматически);

- анализ и планирование (изучение возможностей, которые есть на сегодняшний день, анализ текущей ситуации и выведение на рабочий стол необходимых подсказок для качественной и эффективной повседневной операционной деятельности);

- администрирование (не исключаю, что должность администратора в нынешнем его понимании также может исчезнуть. МФЦ и большинство банков наглядно демонстрируют удобство использования терминалов. В клиниках эконом-класса клиенты смогут и самостоятельно обслужить себя в гардеробе, и налить чашечку чая).

5. Партнерство
Необходимость партнериться – главный тренд будущих лет во многих секторах бизнеса, и в бьюти-индустрии в частности. Наибольший интерес в качестве партнеров представляют предприятия, близкие к вашей сфере (для клиники инъекционной косметологии - клиники эстетической медицины, нейл-салоны, парикмахерские). Но не стоит ограничиваться только своим сегментом: уже в ближайшем будущем партнерство надо будет развивать и с теми, кто способствует сохранению и поддержанию здоровья человека в целом (спортивные комплексы, фитнес-залы, косметические магазины, магазины натуральных продуктов, сайты здоровой еды, экотуризм и т.д.). Иными словами, со всеми предприятиями, сопровождающими вашего клиента, - только так вы сможете построить более сильную и привлекательную систему лояльности и кэшбека. И чем больше партнеров (даже если их будет тысячи!), тем более комфортную жизнь и атмосферу вы создадите для клиентов. 

Стивен Кови писал («7 навыков высокоэффективных людей»), что человек рождается зависимым и всю свою сознательную жизнь стремится к тому, чтобы стать независимым, то есть самостоятельным. Но истинное развитие и процветание (не только для предприятий, но и для человека) возможно исключительно в системе взаимозависимости.

6. Собственные учебные центры
Учебный центр станет обязательной и неотъемлемой частью новой сетевой бьюти-индустрии - как для своего (в первую очередь), так и стороннего персонала. Собственный персонал должен будет проходить постоянное обучение, повышение квалификации и аттестацию, а система мотивации будет плотно привязана к уровню профессионализма сотрудников и результатам периодических аттестаций, подтвержденным только в аккредитованном учебном центре.

7. Ограниченный перечень препаратов и продуктов для использования
Клиент уже не сможет давать указания косметологу, какой филлер или биоревитализант взять, какую косметику выбрать для конкретного типа кожи. Каждая клиника будет работать на своем продукте, а количество этих продуктов будет ограничено. Клиники будут информировать клиентов о перечне своих услуг и о том, какой продукт/препарат используют. Для клиента важен результат. 

8. Постепенное «обеление» бизнеса
«Обеление» бизнеса не за горами. Государство будет все больше следить за тем, что происходит в стране, а тотальная диджитализация и наступающая маркировка лекарственных средств (а скоро будут маркированы и изделия медицинского назначения, и косметика, и все остальные продукты) - наглядное тому доказательство.

Основа бьюти-индустрии сегодня – это прежде всего предприятия микро- и малого бизнеса (оборот до 150 млн рублей в год). И этот бизнес постоянно пытается скрыться от глаз государства, занижая налогооблагаемую базу. При этом ни микро-, ни малый бизнесы потребность не создают, а лишь ее обслуживают – создают потребность крупный бизнес и бизнес оригинальных идей и продуктов. Со стороны государства это означает, что для него не имеет никакого принципиального значения, будут ли удовлетворять уже имеющуюся потребность клиентов крупного города 1500 предприятий или 10 крупных сетевых компаний.

Средний же бизнес думает теперь совсем иначе: как правильно и своевременно заплатить налоги, не подвергая риску свое предприятие, в которое предприниматель вложил годы жизни и миллионы рублей. Именно такой подход является для государства приоритетной задачей.

Серый, да и черный рынки, безусловно, останутся, но их доля составит уже не 50-60%, а 15-20, при этом они будут еще и находиться в постоянном напряжении относительно своих перспектив. 

Основная задача моего обращения к специалистам бьюти-индустрии - не напугать и заставить искать выходы для оптимизации затрат, а призвать понять, задуматься и принять решение о своем развитии в будущем. Всех нас ждут совсем иные условия развития любимого дела. И если мы будем готовы к трендам завтрашнего дня, то, я уверен, бизнес будет стабильным и приносящим прибыль. Ведь именно ради этого мы и инвестируем в него свои силы, средства и время.

Автор: Александр Фридман, к.м.н., бизнес-тренер, владелец DENIS Pharm Group
http://alexfridman.ru 


Читайте в журнале SpaceHEALTH

Все номера журнала SpaceHEALTH

Поделиться

Все статьи