Бьюти-индустрия: New Business Reality 2020

Бьюти-индустрия: что ждет рынок услуг и продаж?

Что будет с бьюти-индустрией в ближайшее время? Как она изменится после окончания пандемии? Какие шаги нужно предпринимать уже сейчас, чтобы сохранить бизнес, а в идеале - способствовать его развитию?

SpaceHEALTH вместе с отраслевыми лидерами мнений ищет ответы на эти и многие другие вопросы, которые волнуют наших читателей - специалистов, руководителей, собственников предприятий бьюти-бизнеса.

Наш эксперт - Олег Картамышев, индивидуальный консультант микробизнесов, собственник компаний http://egomania.ru/ и https://atelier-brands.com/ 


Коллеги, давайте за чашкой самоизоляционного чая поговорим о перспективах красивого бизнеса в послевирусный период - на примере магазинов профессиональной косметики. Но поговорим максимально честно. Готовы?

Начну я, а вы подхватывайте. Итак, делим мир на «ДО» и «ПОСЛЕ». 

1. Дистрибьюторского бизнеса, живущего по старым правилам, больше не будет. Что я называю старыми правилами?

ДО
Основной вид деятельности компании – дистрибьюция того или иного большого бренда в адрес салонов красоты. Собственные магазины – придаток к этому основному направлению, дающий возможность гарантированно «прокачивать» требуемые дистрибьюторские объемы. При этом магазинное направление является падчерицей во всех смыслах – персонал не обучается техникам продаж косметики, товарная матрица не поддерживается, заказы у поставщиков размещаются хаотично и в объемах, не соответствующих продажам, маркетинговая активность ведется от случая к случаю, и зачастую поставщикам отказывают в ее проведении даже за собственный счет.

ПОСЛЕ
Большая часть салонов, сегодня потребляющая дистрибьюторские объемы, вымрет как динозавры. Кто из сегодняшних дистрибьюторов не поймет, что розничный бизнес – это совершенно независимое подразделение, будет тому сплошная печаль. 

2. Собственник магазинов профкосметики не сможет по 6 месяцев в году быть в отпуске или на конференциях и физически отсутствовать на рабочем месте.

ДО
Про собственницу одной из региональных компаний нам рассказывал ее муж, и звучал этот рассказ примерно так: «В городе, где расположен сам бизнес, мы практически не бываем. Встречаемся либо в Москве, либо за границей». 

ПОСЛЕ
Вспоминаем СССР и бежим по «фабричному гудку» на работу каждый день из 5 (или 6-7) положенных. Поверьте, господа собственники, – вы узнаете очень много нового и интересного!

3. Собственник магазинов профкосметики перестанет назначать непрофессиональных менеджеров на ведущие позиции.

ДО
Назначенная мне встреча в офисе одной из компаний началась со знакомства с четверкой представительных мужчин. Выяснилось, что №1 - собственник, №2 - генеральный директор, №3 - руководитель всей розницы, №4 - начальник розничного отдела. Если посчитать, сколько стоит 1 человеко/час этой четверки, то от полученной суммы станет плохо. На протяжении всей беседы №1 аккуратно молчал, №2 пытался бросаться какими-то цифрами, вникая в них по ходу чтения, №3 «через губу» задавал вопрос «Что я здесь делаю?», №4 был пассивным слушателем. Когда я предложил с любым из них выехать в город, где расположены их магазины, и на месте оценить ситуацию - совершенно БЕСПЛАТНО с моей стороны, ни один не нашел времени. Город этот я все-таки посетил - в гордом одиночестве. После оценки всех внешних факторов и бесед с продавцами три из четырех магазинов совершенно спокойно можно было закрывать. И - увольнять с «черной меткой» человека, посоветовавшего их открыть. Думаю, что в данном случае это №3.

ПОСЛЕ
Пройдет волна сокращений и избавлений от сотрудников, которые бездумно транжирят деньги компании.

4. Магазины и их наполнение.

ДО
Ассортимент розницы является точной копией дистрибьюторского. Большинство магазинов, принадлежащих дистрибьюторам, выглядят как «я тебя слепила из того, что было». Это в лучшем случае шоу-рум, заваленный парикмахерскими креслами и мойками и расположенный не на 1-м этаже ТЦ, как положено магазину косметики, а на 2-3-м, куда за косметикой не пойдут. Розничный покупатель привык, чтобы его «облизывали», и не будет маневрировать в проходах, оставшихся от выставленного оборудования.

ПОСЛЕ
Магазины профкосметики превратятся из «гадких утят» в «прекрасных лебедей» и выбросят из розничного ассортимента весь хлам, которому в косметическом магазине просто нечего делать.

5. Аналитика.

ДО
Полное отсутствие понимания реальности происходящего – оборачиваемости по каждому артикулу, величины складских запасов, количества неликвидов. Один из региональных собственников, решивший перейти из дистрибьюции исключительно в розницу, с удивлением обнаружил у себя неликвидов на сумму более 10 млн. А ведь никто из сотрудников ему об этом ранее даже не намекнул. Вопрос – почему? Когда мы в рамках создания «Клуба Руководителей Красивого Бизнеса» предлагаем провести диагностику и представить оцифрованное фактическое состояние дел, нам часто говорят - коммерческая тайна! Коллеги, кому нужны ваши секреты Полишинеля? А вот выслушать основанную на ваших собственных показателях правду от человека, не зависящего от вас материально, дорогого стоит.

ПОСЛЕ
Понимание собственником ключевого значения аналитической работы, оценка текущей ситуации и начало расчистки «авгиевых конюшен» путем беспощадной распродажи накопившихся за десятилетия неликвидов.

6. Битва с интернет-торговлей.

ДО
Крики «Все пропало, интернет погубит розницу» уже даже неинтересно слушать. У нас нет и еще долго не будет системы логистики, позволяющей за один день доставлять товар в любую точку страны. Даже те пункты выдачи, которые уже есть у лидеров интернет-продаж, не спасают ситуацию, ибо до них товар еще нужно довезти, а дама хочет шампунь «здесь и сейчас».

ПОСЛЕ
Произойдет местечковое объединение онлайн и офлайн, когда человек, выбравший шампунь в розничном магазине с помощью консультации специально обученного продавца, получит оптимальную цену, бесплатную скоростную доставку в удобное время, подарок за покупку. 

7. Маркетинговое взаимодействие брендодержателя и магазинов профкосметики.

ДО
Маркетинга, характерного для розничных продаж, практически нет. Малые бренды, которые хотят попасть в ассортимент и готовы нести дополнительную финансовую нагрузку в виде проведения активностей, обучения и мотивации персонала, просто не допускаются к ЛПР «нижними» сотрудниками с их фразой, набившей оскомину, - «Нам ничего не надо».

ПОСЛЕ
В ассортимент начнут вводиться бренды не по признаку «большой, значит, нужен», а по принципу «этот бренд хорошо сопровождает свою продукцию до момента продажи розничному покупателю и тем самым помогает рознице зарабатывать, а не затаривать склад мусорным товаром». Более того, собственники магазинов поймут, что собственник бренда – не нищий на паперти, а потенциальный и взаимовыгодный партнер, и нужно своевременно отвечать на его звонки и письма.

8. Российское производство.

ДО
Долгое время в головах всех косметических бизнес-слоев сидела мысль «фу, косметика российского производства – это совсем не косметика».

ПОСЛЕ
Относительно недавно российским производителям (к ним относится и моя компания) удалось переломить этот вектор и доказать, что российская косметика в большинстве случаев ничем не уступает своим капиталистическим братьям и сестрам. Учитывая же более низкую цену, более гибкие и быстрые логистические схемы, даже превосходит их по сумме всех показателей. А уж если поговорить о создании СТМ, которую нынче может позволить себе даже очень небольшая сеть магазинов, то увеличенная маржинальность поможет пережить прогнозируемый спад в торговле.

9. Сотрудники.

ДО
Во время объявленных нерабочих дней почему-то никто не обратил внимания на открытые статистические данные, касающиеся поведения «вынужденных отпускников». И что нам сказали сотовые операторы? МТС: москвичи, отправленные на удаленную работу из-за эпидемии, стали спать почти на час дольше. Вымпелком: продолжительность сна абонентов увеличилась - 55% сейчас спят по 9-10 часов. Измерения, ранее проведенные операторами, агрегаторами такси и ритейлерами, показали: их абоненты, отправленные на удаленную работу, вне офисов активно занимаются личными делами. ВНИМАНИЕ!!! Это - вместо того, чтобы спасать свою компанию (позвонить работающим клиентам, навести порядок в рабочих документах, поработать на доставке и т.д.)... Компанию, которая вынуждена платить сотруднику за «простой», и в которую каждый надеется вернуться после урегулирования ситуации.

ПОСЛЕ
Высвободится огромное количество рабочей силы на всех уровнях. Хочется верить, что рынок наконец-то станет рынком работодателя, когда правила сможет устанавливать именно тот, кто платит деньги. Компании, которые заботятся о своем развитии и понимают всю важность качественного персонала, найдут золотые самородки в горах руды.

Как вы оцениваете завтрашний день? С пессимизмом? Или уже пора понять, что наступила новая реальность, в которой нужно работать? Работать всем и каждому.

Автор: Олег Картамышев, индивидуальный консультант микробизнесов, собственник компаний http://egomania.ru/ и https://atelier-brands.com/

Страница автора


Беседу вела Татьяна Ломакина, издатель SpaceHEALTHотраслевой Журнал SpaceHEALTH и новостной портал Пространство Здоровья space-health.ru

Twitter: https://twitter.com/SpaceHEALTHru
Facebook: https://www.facebook.com/spacehealth.ru/ 
Vk: https://vk.com/spacehealthru
Instagram: https://www.instagram.com/tati.lomakina/

Поделиться

Все статьи