Безопасность предприятий бьюти-бизнеса: системы аудио и видеонаблюдения

Безопасность предприятий бьюти-бизнеса: системы аудио и видеонаблюдения

Около 10 лет назад я начал заниматься безопасностью салонного и медицинского бизнеса.  За это время многому научился. И, как показывает практика, еще многому предстоит научиться. Красивый бизнес развивается, а вместе с этим появляются новые виды угроз экономической безопасности салонов и клиник. Одновременно с опытом приходит понимание того, что для эффективной минимизации или устранения этих угроз необходима СИСТЕМА. Разработав такую систему, я неоднократно актуализировал ее. Но, как и прежде, одним из основных элементов здесь является аудио- и видеонаблюдение. (О других элементах системы безопасности и о том, как их внедрить и поставить на службу бьюти-бизнесу, я расскажу в следующих публикациях).

Система безопасности предприятия индустрии красоты - это комплекс общих и специальных мер, принципов, технических и организационных мероприятий, призванных устранить или минимизировать воздействие негативных внешних и внутренних факторов.

Система аудио- и видеоконтроля (наблюдения) имеет один недостаток – она не бесплатная. Теперь давайте оценим достоинства.

Система позволит:
- контролировать выполнение сотрудниками сервисных компетенций, что неизбежно приведет к повышению уровня сервиса в салоне или клинике;
- проводить аргументированный разбор конфликтных ситуаций, которые бывают в жизни каждого салона красоты или клиники;
- без дополнительных мероприятий повысить дисциплину труда;
- контролировать расходование средств и рабочего времени;
- в совокупности с остальными элементами системы безопасности обеспечить прекрасную защиту от потребительских экстремистов;
- почти гарантированно избавиться от преступных посягательств имущественного характера (хищения вещей клиентов и расходных материалов);
- создать гарантированный барьер от злоумышленников различных мастей.

И самое важное. Наличие системы видеонаблюдения является одним из важнейших факторов личной безопасности персонала и клиентов, поскольку обеспечивает сдерживающий эффект в отношении потенциальных преступников и правонарушителей. Помните правило: нападению подвергается наименее защищенный объект!

В настоящее время в законодательстве РФ нет самостоятельного нормативного акта, прямо регулирующего деятельность по внедрению и обслуживанию систем видеонаблюдения. Есть множество норм, прямо или косвенно регламентирующих вопросы, связанные с установкой и функционированием систем видеонаблюдения. Они содержатся в Конституции РФ, Трудовом кодексе, ФЗ «О персональных данных», Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе и т.д.

Где можно устанавливать видеокамеры и микрофоны?

Примерный перечень мест, где возможна установка камер, выглядит так:
- на входе;
- в зоне рецепции (расчета с клиентами, витрин, кассового аппарата);
- в зоне витрин с продуктами для домашнего ухода; 
- в зоне ожидания и гардероба (многим салонам хватает одной камеры на зоны рецепции и ожидания);
- в парикмахерском зале и кабинете ногтевого сервиса;
- в кабинете персонала (при наличии ширмы для переодевания или отдельной раздевалки);
- в кабинете бухгалтерии (или ином месте, где расположен сейф для хранения денежных средств и особо важных документов);
- в кабинете директора или управляющего.

В кабинетах, где проводятся косметические процедуры, я не рекомендую ставить видеокамеры. Однако ничто не мешает вам оборудовать эти комнаты микрофонами. Во-первых, вы сможете контролировать разговоры вашего персонала и клиентов. Во-вторых, при возникновении внештатных ситуаций сможете прибегнуть, в случае необходимости, к помощи системы аудиоконтроля.

Где разместить видеорегистратор или иное устройство (например, компьютер, с которого будет осуществляться доступ к данным)?
Это нужно сделать в зоне, куда имеет доступ только владелец или директор. На практике - кабинет управляющего, закрывающийся на замок, либо специальный кабинет для размещения техники, серверная, кладовка и т.п. 

Как легализовать систему аудио-видеонаблюдения?
Как уже было сказано, детальная регламентация установки и функционирования систем видеонаблюдения в действующем российском законодательстве отсутствует. Таким образом, не остается ничего другого, кроме узаконить систему самостоятельно. Каким образом?

1. Разработать специальный документ – Положение или Регламент о видеонаблюдении, который должен содержать следующую информацию:
- цели и задачи системы видеонаблюдения;
- порядок организации установки и функционирования системы видеонаблюдения;
- места осуществления видеонаблюдения, то есть помещения, которые попадут под «прицел» видеокамер;
- обязанность субъекта предпринимательской деятельности информировать работников и клиентов о ведущемся видеонаблюдении;
- порядок и сроки хранения информации;
- доступ к данным системы – с указанием лиц и их должностей (на практике это директор или сотрудник службы безопасности – при наличии);
- условия передачи данных системы видеонаблюдения третьим лицам;

Все сотрудники должны ознакомиться с Положением (Регламентом) о видеонаблюдении и подписать его. Документ необходимо хранить на доске информации/в уголке потребителя или в зоне рецепции.

2. Разместить уведомляющие таблички (рис. 1).
Одна табличка должна располагаться на входе и быть хорошо заметной при любом положении двери, вторая - в зоне рецепции, на уровне глаз. Делается это для того, чтобы соблюсти нормы ФЗ № 152 «О защите персональных данных». Посетитель (клиент), проинформированный таким образом о том, что в помещении ведется видеонаблюдение, входя в него, автоматически дает вам свое согласие на данное действие.

3. Привести в порядок трудовую документацию:
- включить в трудовой договор пункт о наличии на рабочем месте системы аудио- и видеонаблюдения;

- к действующим трудовым договорам заключить дополнительные соглашения о наличии системы аудио- и видеонаблюдения на рабочем месте;

- включить пункт о проведении аудио- и видеоконтроля в Правила внутреннего трудового распорядка (у вас есть такой документ?). Следует обязательно обосновать необходимости таких мер: например, для обеспечения безопасности сотрудников и посетителей, повышения трудовой дисциплины и оптимизации использования рабочего времени, обеспечения сохранности имущества предприятия, сотрудников и посетителей. Если у вас микропредприятие, то необходимости создавать такой локальный нормативный акт нет;  

- издать приказ об утверждении Положения (Регламента) о проведении аудио- и видеоконтроля на территории организации и новой редакции Правил внутреннего трудового распорядка;

- издать приказ о введении и начале функционирования системы аудио- и видеоконтроля, в котором указываются:
- дата начала работы системы;
- лица, ответственные за внедрение и функционирование системы;
- лица, ответственные за ознакомление работников со всей вышеперечисленной документацией. 

Автор: Руслан НАЗИПОВ, юрист, специалист по безопасности beauty‑бизнеса, риск‑аудит.


Читайте в зимнем номере журнала SpaceHEALTH!

Все номера журнала SpaceHEALTH

Поделиться

Все статьи