На что способна музыкальная терапия

Психология 13.05.2019 232

На что способна музыкальная терапия

Печальные признаки нашего времени - увеличение количества детей с физическими и психическими патологиями, отсутствие социального воспитания, неумение детей ладить с семьей и окружающими, неумение занять себя. Как следствие, школьные неврозы, депрессии, агрессивное поведение, паралич воли, неразвитость эмоций, распространение чувства одиночества, “уход в себя” и - предпочтение виртуального мира реальному или прием наркотиков.

Эффективнейшим коррекционно-педагогическим подходом является музыкотерапия, которая включает элементарное музицирование (музыка, речь, движение) и логоритмику. Реабилитационные занятия в ключе познания основ музыки позволяют гармонизировать развитие личности особого ребенка, усилить реабилитационный эффект занятий по развитию высших психических функций (восприятие, память, мышление, речь), отработать навыки коммуникации и сотрудничества с окружающими, повысить мотивацию к обучению и культуру общения (социализация).

Занятия музыкой помогают ребенку обрести душевное равновесие, укрепляют его здоровье, развивают коммуникабельность. Пристальное внимание уделяется укреплению ритмической системы, что является залогом успешной учебной деятельности на протяжении всех школьных лет.

К важным показателям необходимости той или иной услуги относится ее востребованность среди законных представителей детей-инвалидов. Одной из таких услуг являются музыкальные занятия. Особую заинтересованность в них проявляют родители детей с ментальными нарушениями (аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость). Они отмечают, что в относительно короткий срок после элементарного музицирования дети становятся более спокойными, собранными, увлеченными. Родители детей, имеющих инвалидность по диагнозам ДЦП, поражения опорно-двигательного аппарата, общие заболевания, также замечают, что после таких занятий с ребенком легче общаться, у него повышается самооценка, уверенность в себе, растет авторитет среди сверстников (это особенно важно в подростковом возрасте).

Влияние музыкальных инструментов на развитие ребенка по методике

Элементарное музицирование по системе Карла Орфа

Инструменты

Результаты

Металлофон

Развитие префронтальной и премоторной коры головного мозга, внимания, мелкой моторики, гармонизация эмоционального состояния ребенка

Глокеншпиль

Развитие межполушарных связей, восприятия, внимания, мелкой моторики, гармонизация эмоционального состояния ребенка

Ксилофон

Развитие префронтальной и премоторной коры головного мозга, внимания, мелкой моторики, гармонизация эмоционального состояния ребенка

Клавесы

Формирование мышления, развитие памяти, внимания, речи, навыков коммуникации, пространственно-двигательных ощущений

Молоточек одинарный

Формирование мышления, развитие памяти, внимания, речи, навыков коммуникации, пространственно-двигательных ощущений

Молоточек большой

Формирование мышления, развитие памяти, внимания, речи, навыков коммуникации, пространственно-двигательных ощущений

Колокольцы

Развитие ритмической системы, восприятия, точности и достаточности движений, внимания

Маракасы деревянные

Развитие префронтальной и премоторной коры головного мозга, внимания, мелкой моторики, квазипространственных представлений, гармонизация  эмоционального состояния ребенка

Цимбалы

Развитие межполушарных связей, восприятия, внимания, мелкой моторики, квазипространственных представлений, гармонизация  эмоционального состояния ребенка

Бонго

Развитие слухового внимания, пространственных представлений, мелкой  моторики, социальных навыков, творческого мышления, навыков концентрации и расслабления

Тамбурин

Развитие образно-двигательного представления, слуховой, зрительной, тактильной памяти

Бисер

Развитие чувства гармонии, восприятия, памяти, речи, коммуникативных навыков

Реабилитационные и развивающие музыкальные программы, подобранные опытными педагогами и врачами, оказывают терапевтическое воздействие в самых разных ситуациях. Они же (при условии, что персонал прошел необходимое обучение) способны расширить спектр услуг оздоровительных учреждений, спа-отелей, велнес- и фитнес-центров.

Автор: Барышев Василий Викторович, заведующий отделением социальной реабилитации детей-инвалидов
 
ГБУ ТЦСО "Фили-Давыдково" филиал "Очаково-Матвеевское", 8-495-437-22-92, 8-495-437-28-10

Читайте в летнем номере журнала SpaceHEALTH!

Все номера журнала SpaceHEALTH

Поделиться

Все статьи